ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава  VI  ЖИЗНЬ  В ПОЛОСЕ  ПРИБОЯ

В ближайшем родстве с этими нежными, словно из­влеченными из флейты тонами находится слабое похло­пывание, вначале совсем незаметное. Оно состоит из миллионов слабых взрывов. Это, так сказать, лилипут­ские звуковые частицы, нарастающим крещендо проры­вающиеся сквозь мешанину других звуков.

Я долго вслушивался, стараясь подыскать этим зву­кам подходящее определение, и неожиданно вспомнил, где я уже слышал их: на золотом пшеничном поле пе­ред сбором урожая в августе. Эти звуки напоминали о трении миллионов травинок, качающихся по ветру, о легком постукивании былинки о былинку, стебля о сте­бель, о склоняющихся и выпрямляющихся колосьях, о шелесте от их кивков и поклонов. Мне стоило только повернуть голову, чтобы тут же убедиться в верности своего наблюдения. В свете луны смутно виднелись островки травы, росшей на берегу. Она завивалась на ветру, то темнея, то светлея в зависимости от того, прижималась ли к земле или распрямлялась.

Затем мой слух уловил нежный и мелодический шепот, как будто спускавшийся с высоты. Раньше я ассоциировал этот звук с одной только вещью на зем­ле... Закрыв глаза, я мысленно перенесся за тысячи ки­лометров. Тропическая растительность исчезла, я лежу в высоком сосновом бору. Ветер шепчет и вздыхает, забираясь под ветви сосен. Когда ветер усиливается, вздохи переходят в громкие стоны, затем снова сменя­ются чуть слышным пением. Это голос хвойных деревь­ев, которые ведут между собой разговор, поверяют друг другу секреты о  прекрасной  богатой  земле,  покрытой сухими   коврами   гладких   коричневых  игл,   о   высоких облаках и теплом дожде. Неожиданно шепот сосен сме­нился другим шелестом, сначала почти неуловимым — он не сразу доходит до слуха, но стоит выделить его из общего хора, и он становится  все более ощутимым. Этот новый звук еще сильнее, чем шорох сосен, вызы­вает в памяти картины северной природы. Он сродни шелесту тяжелого таринного   шелка — тут я  подумал о дамах викторианской эпохи, одетых в  многоцветные юбки и неторопливо двигающихся   в   старомодных го­стиных. Но эта картина тотчас исчезла, и передо мной снова возникли сосны.   Воздух   вдруг   похолодел, стал почти   морозным.   Между    темными   иглами   медленно слетали на землю целые облака мельчайших белых сне­жинок.  Шестиконечные   кристаллические   звезды  плав­но кружатся над полянами и легкой пеленой ложатся на ков&р из мертвой хвои.   Звук  их  падения на сухие иглы превращался в таинственный шорох, пробегавший между рядами деревьев.

Я снова открыл глаза. Это пассат, пригоняющий к берегу волны прибоя, пересыпает прибрежный песок, перекатывает по берегу бесчисленное множество песчи­нок, сталкивает их друг с другом, собирает в кучи и снова рассеивает. Не снежинки вызвали услышанный мною шорох, а движение песка; этот шорох состоит из миллионов бесконечно малых звуков, собранных воеди­но, из скрежета известковых частиц и песчинок, тру­щихся друг о друга. Ветер гонит песок, раздирает ост­ров на части, создает его заново, пробегает по склонам дюн, гравируя тонкие рисунки на твердых горных по­родах...

Передо' мною простиралось небо, освещенное луной, а на его фоне причудливые темные силуэты сотен по­крытых шипами деревьев. Это оттуда шли звуки, на­помнившие мне шелест сосен. Протягивая к небу умо­ляющие руки, деревья достигли определенной высоты,

Оглавление